Охрана здоровья учреждения

Создание условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся МБОУ СОШ № 3 г. Амурска


Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача образовательного учреждения.
Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.
Условия охраны здоровья обучающихся регламентированы такими нормативно – правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 28.12.2010 № 2106 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников:
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися;
7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
В МБОУ СОШ № 3 работа по сохранению здоровья учащихся организуется согласно федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Работа по формированию культуры здорового образа жизни ведется в системе и является важной составляющей работы школы, что отражено: в уставе школы, плане воспитательной работы школы.
2. По вопросам здоровьесбережения школа активно сотрудничает с инспекцией по делам несовершеннолетних; учреждениями дополнительного образования детей, здравоохранения.
3. Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях, уровнях образования заложена в учебных программах дисциплин физкультура, окружающий мир, биология и ОБЖ.
4. В школе функционирует медицинский и процедурный кабинеты, осуществляется социально-педагогическое, психологическое сопровождение образовательного процесса.

Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Состояние и содержание территории, здания и помещений школы, а также и их оборудования соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
2. В школе функционирует столовая, учащиеся обеспечены горячим питанием. Предоставляется так же питание на льготной основе для отдельных категорий учащихся.
3. Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
4. В учебных кабинетах, спортивных залах и других помещения для пребывания обучающихся, выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно-теплового режима.
5. Медицинские кабинеты оснащен в соответствии с требованиями санитарных правил оснащения помещений для работы медицинского персонала с оборудованием, для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи.

Требования к рациональной организации образовательного процесса реализуются следующим образом:

1. Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка. Проводятся курсы внеурочной деятельности: «Познай себя», «Тропинка к своему я», «Будь здоров», которые помогают укреплять как физическое, так и психологической здоровье обучающихся.
2. В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.
3. Большое внимание уделяется соблюдению норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил: проводятся пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, для учащихся начальной школы проводятся динамические перемены, где учащиеся выполняют различные упражнения.
4. С целью профилактики травматизма и развития познавательной деятельности в рекреациях начальной школы создана образовательная среда, где дети могут повторить правила дорожного движения, поучиться вязать необычным способом косички, изучить несколько способов умножения на руках, поиграть в классики или прыгнуть «кто дальше» и др.
5. Также уделяется внимание соблюдению здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил.

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:

1. В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья.
2. Ведутся занятия по программам дополнительного образования по волейболу, баскетболу, чирлидингу, карате-до, лыжам. На базе школы организуются спортивные праздники.
3. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкультурные минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и т.д.
4. Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.
5. Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы.

Требования к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни реализуются следующим образом:

1. Профилактическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляется в сотрудничестве с социальными партнерами.
2. На сайте школы существует страничка безопасности.
3. Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, здоровьесберегающих технологий.

Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:

1. В рамках воспитательной работы проводятся недели психологии, «Мы за здоровый образ жизни», акция «Неравнодушные сердца». Учащиеся школы выступают на районных конкурсах по данной тематике. Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления ПАВ, с привлечением сотрудников полиции, правила безопасного поведения на улицах и дорогах города, безопасного поведения в быту, антитеррористическая и пожарная безопасность.
2. Психологом проводятся профилактические психологические занятия, направленные на формирование здорового образа жизни «Твой выбор».

Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1.В эпидемиологический период во всех учебных кабинетах проводится проветривание, дезинфекция.
С целью повышения иммунитета учащихся и профилактики переутомления, используется витаминизация.
2. Горячее питание организованно в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания обучающихся, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона.
3. На родительских собраниях и в рамках дней открытых дверей педагогами школы, психологом и медицинским работником ведется информационно-просветительская работа с родителями по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся. Родители получают информацию о возрастных и физиологических особенностях детей, об особенностях адаптации к обучению в школе или переходе в среднее звено, знакомятся с методами профилактики и укрепления здоровья учащихся.
4. Медицинским работником школы осуществляется ежегодный анализ динамики показателей здоровья обучающихся (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата). Заместитель директора по безопасности проводит профилактику травматизма в образовательном учреждении, организуя дежурство на переменах. Ведется работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
5. Проводится анкетирование родителей на предмет удовлетворенности организацией образовательного процесса. Проводится тестирование учащихся на предмет удовлетворенности микроклиматом в коллективе. Проводится диагностика школьной тревожности у учащихся 1 и 5 классов. Проводится диагностика адаптации учащихся 1, 5 классов. По результатам диагностики даются рекомендации родителям и учителям.