Александр Сергеевич Яковлев

(19061989)
Дважды Герой Социалистического Труда.
Советский авиаконструктор, член-корреспондент и академик Академии Наук СССР. Генерал-полковник авиации. Генеральный конструктор Опытного конструктивного бюро имени Яковлева. Лауреат Ленинской, Государственной и шести Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР.

Сконструированные самолеты: Як-7, Як-25, Як-3, УТ-2, Як-1

Награды: десять орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, два ордена Красного Знамени, орден Суворова I степени, орден Суворова II степени, орден Отечественной войны I степени, орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Почётного легиона степени «Офицер», Золотая авиационная медаль ФАИ.

В 1939 году, после оценки действий истребительной авиации в Испании, ряду конструкторских бюро было предложено взяться за разработку новейшего истребителя с мотором М-105, одним из самых современных двигателей жидкостного охлаждения на тот момент выпускавшимся в СССР.
Кроме этого в ТЗ были требования минимально использовать в конструкции «крылатый металл», ввиду дефицита алюминия в стране.

Параллельно выпускали и учебную версию машины, истребитель Як-7, который после заделки и освобождения курсантской кабины стал боевым истребителем и выпускался уже в этом качестве. Именно его усовершенствование привело к созданию Як-9, лучшего истребителя Конструкторского бюро Яковлева в годы войны, выпущенный в десятке модификаций именно этот самолёт стал рядовым солдатом неба Великой Отечественной войны.

Боевые самолеты Яковлева были высоко оценены государством.
В 1943 году конструктор получил Сталинскую премию. Он отдал ее целиком «на создание самолета для лучшего истребителя Красной армии».
Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.
На самолётах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали:
- советский лётчик-ас А. И. Покрышкин;
- лётчики полка Нормандия-Неман;
- дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин — 46 сбитых самолётов из 52 (6 на И-16 на Халхин-Голе);
- А. И. Колдунов — 46 побед;
- Е. Я. Савицкий — 22 победы, причём последний был единственным летающим командиром авиакорпуса (в Красной армии после 1941 года не летали даже некоторые командиры полков).