Андрей Николаевич Туполев

(18881972)
Герой Труда
Трижды Герой Социалистического Труда

Советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, доктор технических наук. Академик АН СССР. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий и Государственной премии СССР, премия имени Н.Е. Жуковского, премия имени Леонардо да Винчи Национального Центра развития воздушного транспорта (Италия), Почетный член Королевского авиационного общества Великобритании и Американского института аэронавтики и астронавтики (США), Почетный гражданин Парижа, Нью-Йорка, г. Жуковский Московской области.

Сконструированные самолеты: Ту-104, ТБ-3, ТБ-1, Ту-16, Ту-2
Награды: восемь орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Суворова II степени, орден Отечественной войны I степени, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден «Знак Почёта», медаль «За боевые заслуги», другие медали, орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, Золотая авиационная медаль ФАИ, Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).

Андреем Николаевичем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно.
На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным.
Ту-2 – один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.
Ту-2 представлял собой двухдвигательный среднеплан, выполненный целиком из металла.
В январе 1941 года был совершен первый полет на самолете данной моодефикации. Самолет планировалось выпускать на воронежском авиазаводе, но пока 103-й проходил испытания, началась война. В итоге серийное производство было перенесено в Омск. Туполев лично находился на производстве, как и его коллеги по КБ.
Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева и торпедных катеров применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.
В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.