Аналитическая справка по результатам психологической диагностики обучающихся МБОУ СОШ № 3 г. Амурска 2018-2019 уч.год

Запрос – от УО в связи с проведением дополнительных мер, направленных на обеспечение комплексной безопасности в образовательных учреждениях Амурского муниципального района.
Цель диагностики – экспресс-анализ самооценки жизненного тонуса, стрессоустойчивости подростков, оценка эмоционального настроя, социально-психологического климата в классных коллективах.
Используемые методики – социометрия, анкета учебной мотивации (5а, 5-б, 5-в, 10а, 10б) тест САН (6а, 6б, 6в, 7а, 7б, 7в), тест витальности Г.А. Резапкиной (8а, 8б, 8в, 9а, 9б, 9в, 11а).
Срок проведения диагностики - ноябрь, декабрь 2018г.
По результатам диагностики, учащиеся 1-х – 4-х классов определяют свое отношение к школе, как положительное, у них отмечается радостное настроение (85%). При этом у 65% учащихся сформированы коммуникативные умения на высоком уровне, дети направлены на сотрудничество со взрослыми и сверстниками, отличаются дружелюбием, отсутствием агрессивности и конфликтности. Выявлена группа детей с низкой учебной мотивацией (25%). Данные школьники испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, испытывают проблемы в общении с одноклассниками.
Анализируя эмоциональное самочувствие школьников, выявлено, что дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе.
В рамках Недели Толерантности среди учащихся начального звена были проведены акции на формирование эмоциональной сферы учащихся, развитие познавательного интереса, способствующие эмоциональному благополучию учащихся (12.11, 13.11. 2018).
По результатам диагностики, для учащихся 5-х классов характерен позитивный настрой при обучении школе. Об этом свидетельствует хорошее настроение, удовлетворенность отношениями в классе и учебой, хорошие отношения с классным руководителем (отсутствие негативизма).
51% отмечают, что ходят в школу с радостным настроением; 67% удовлетворены взаимоотношением с одноклассниками и 83% - отношением с классным руководителем. Это характеризует адекватное отношение пятиклассников к обучению и учителю.
Анализируя эмоциональное самочувствие пятиклассников, отмечено, что 36% испытывают чувство спокойствия в школе, 69% - усталость (в прошлом году-44%), 47% учащихся отмечают скуку (в прошлом году – 16%). Но вместе с тем лишь 32% испытывают радость, 23% - уверенность в себе, 11% детей отмечают желание приходить в школу (в прошлом году – 22%).
Наиболее выражен у пятиклассников широкий социальный мотив. У 62% пятиклассников преобладают мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу, подготовиться к взрослой жизни. И у 42% выражен познавательный мотив. У них преобладает познавательная активность, школьники ориентированы на получение новых знаний. Все это свидетельствует о низкой мотивации учащихся на обучение. О непонимании школьниками общей значимости учения.
Выявлены учащиеся с повышенной школьной тревожностью по шкалам "Страх самовыражения" и "Страх ситуации проверки знаний". Для них характерны негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Учащиеся переживают тревогу в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Микроклимат классных коллективов характеризуется благоприятной эмоциональной атмосферой, отсутствием изолированных учащихся. В коллективах высокая степень взаимных выборов, хороший коэффициент сплоченности класса.
Анализируя функциональное состояние учащихся 6-7 классов, можно сделать вывод, что у подростков преобладает спокойное, ровное настроение.
Средние оценки активности, настроения и самочувствия примерно равны (самочувствие – 4,5; активность – 4,8; настроение – 5). Это свидетельствует об отсутствии усталости, о равномерной регуляции работы и отдыха в школе.
Микроклимат классных коллективов характеризуется благоприятной эмоциональной атмосферой. В коллективах высокая степень взаимных выборов, хороший коэффициент сплоченности класса.
Учащиеся 8-х – 9-х классов (65%) характеризуются энергичностью, повышенным интересам к людям, текущим событиям и делам, которыми занимается коллектив. Они имеют выраженную целеустремленность, которая проявляется в готовности брать на себя инициативу и ответственность, уверенность в своих силах, упорство в достижении поставленных целей, высокий уровень притязаний.
Так же среди учащихся 8-9 классов выявлена группа риска. В нее входят дети с низким жизненным тонусом и целеустремленностью (13%). Это может свидетельствовать о снижении интереса к жизни вследствие усталости, неудач или недомогания. Также характерна сниженная активность, неуверенность, тревожность, стремление переложить ответственность. Выявлена группа учащихся с низкой степенью независимости. (7%) Эти учащиеся излишне ориентированы на мнение окружающих в ущерб своим интересам, несамостоятельность в принятии решений. Они легко могут стать жертвой более сильных манипуляторов.
С учащимися 8-х, 9-х классов, показавшим низкий уровень всех показателей по витальности (5 чел.) проведена индивидуальная консультация педагога-психолога.
По результатам проведенного диагностического обследования учащихся 10-х классов, отмечается высокая удовлетворенность преподаванием профильных предметов. Практически у всех старшеклассников (86%) выражен высокий и очень высокий уровень мотивации. Учащиеся понимают личностный смысл учения, способность к целеполаганию сформирована на высоком уровне. В выборах учащихся преобладают социальные мотивы, представленные позиционным. Это проявляется в попытках учащихся к самоутверждению, стремлении занять определенную позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет. Это может быть обусловлено подростковым возрастом, переходом в юношество. Преобладание социального мотива говорит о том, что у педагогов с учениками хорошие взаимоотношения, нет конфликтов. Они могут увлечь ребят предметом. Это свидетельствует и о том, что школьники не испытывают перегрузки, что задания им доступны, учебная деятельность успешна, что и порождает внутреннюю мотивацию.
В целом, для учащихся характерно положительное эмоциональное отношение к учению. Положительные эмоции связаны со школой в целом и пребыванием в ней. В целом, они удовлетворены взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, успешностью учёбы. Всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательное отношение к предмету, увлеченность им.
Выявлена группа риска по низкой учебной мотивации (6%). У данных учащихся преобладает мотивация избегания неудач, отсутствие стремления к успеху.
Социально-психологический микроклимат 10-х классов характеризуется хорошей степенью взаимных выборов, социовалентностью учащихся, атмосферой эмоционального комфорта.
Все классные руководители ознакомлены с результатами проведенной диагностики. Даны рекомендации.
В рамках Недели Толерантности в 5-х, 6-х, 10-х, 11-х классах проведен тренинг сплочения с целью снятия психоэмоционального напряжения, формирования командного духа коллектива (12.11., 13.11., 14.11.2018). Учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов приняли участие в мероприятиях, направленных на формирование толерантности, дружелюбия, положительного эмоционального настроя. Учащиеся всей школы были привлечены к акции «Сердце добрых пожеланий» с целью формирования стремления оказывать поддержку и помощь другим людям, развития чувства сострадания.
Рекомендации.
1. Для дальнейшего сплочения и развития классных коллективов всем классным руководителям рекомендуется использовать коммуникативные игры и упражнения.
2. Классным руководителям вовлекать изолированных учеников (если есть такие учащиеся в классе) в мероприятия, раскрывая положительные стороны.
3. Учителям-предметникам школы способствовать формированию положительной учебной мотивации учащихся, формируя познавательную активность через использование разнообразных методов обучения.
4. Отслеживать отношение учащихся к новым знаниям, создавать ситуации успеха, благоприятный эмоциональный настрой на уроке.
5. Классным руководителям 5-х классов способствовать снижению тревожности учащихся через использование приемов овладения своим волнением, повышению самооценки:
- Упражнение «Зеркало». Тренироваться перед зеркалом при подготовке уроков, читать стихи.
- Обучение методам релаксации. В волнующих ситуациях произносить фразу: «Я спокоен… Я не волнуюсь…. Все хорошо…»
- Хвалить ребенка даже за незначительный успех, тем самым, способствуя выработке у ребенка уверенности в своих силах.
- Сравнивать достижения ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).
- Наказывая ребенка, не унижайте его.
- Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии одноклассников.
6. Учащихся 5-х классов группы риска по тревожности вовлечь на занятия курса "Тропинка к своему Я".
7. Классным руководителям 8-х, 9-х классов отслеживать эмоциональное состояние учащихся, обратить особое внимание на учащихся «группы риска» по витальности (низкий жизненный тонус и др.).
8. Формировать у учащихся «группы риска» 8-х. 9-х классов активную жизненную позицию, ответственность, уверенность в своих силах, готовность брать инициативу на себя.
9. С учащимися 9-х классов на занятиях элективного курса «Выбор профессии» отрабатывать умение целеполагания - строить ближайшие и дальние профессиональные цели.
10. Провести классный час по теме манипуляций среди учащихся 8-х, 9-х классов.
11. Провести игру по профориентации «Перспектива» в 10-х классах с целью формирования профессиональных целей старшеклассников.
12. Познакомить родителей с результатами диагностики на родительских собраниях.

Педагог-психолог Овчинникова Е.В.